Что такое родительский университет?
«…Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
В. А. Сухомлинский
Что же такое «родительский университет»?
Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей. Знания родителей о целенаправленности школы и о тех идеях, по которым строится в ней образовательный процесс благотворно влияют на результат работы школы и семьи.
Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Необходимо сделать так, чтобы школа стала продолжением семьи, а семья — продолжением школы. Они должны взаимно дополнять друг друга и составлять одно целое.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Работа организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IVклассов
1-й класс
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе к условиям к школе (сентябрь)
Тема 2. Режим дня школьника (ноябрь)
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка (январь)
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника (апрель)
2-й класс
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться (октябрь)
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни (декабрь)
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка (февраль)
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье (май)
3-й класс
Тема 1 значение школьной отметки в жизни ребёнка (сентябрь)
Тема 2 Психологические и физиологические особенности третьеклассников (декабрь)
Тема 3 Здоровая семья- здоровый ребёнок (январь)
Тема 4 Эффективное общение в семье - залог успеха школьника (апрель)
4-й класс
Тема 1 Возрастные и психологические особенности учащихся 4-х классов (сентябрь)
Тема 2 Как научить своего ребёнка жить в мире людей (декабрь)
Тема 3 Ребёнок и компьютер (февраль)
Тема 4 Книги в жизни школьника (май)
IIступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
5-й класс
Тема 1 Адаптация ребёнка в новом коллективе (сентябрь)
Тема 2 Ребёнок среди сверстников (ноябрь)
Тема 3 Ваш ребёнок вырос (февраль)
Тема 4 Меры наказания и поощрения в современной семье (май)
6-й класс
Тема 4 Организация летнего отдыха подростков (май)
Тема 3езопасность подростков в сети Интернет (март)
Тема 2 Профилактика проблемного поведения подростков (декабрь)
7-й класс
Тема 1 Психологические и физиологические особенности семиклассников (сентябрь)
Тема 2 Профилактика правонарушений подростков (ноябрь)
Тема 3 Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста (февраль)
Тема 4 Как повысить учебную мотивацию подростков (апрель)
8-й класс
Тема 1 Жизненные цели подростков (сентябрь)
Тема 2 Как уберечь подростка от насилия (декабрь)
Тема 3 Осторожно: суицид (март)
Тема 4 Культура поведения в конфликтных ситуациях (май)
9-й класс
Тема 1 Портрет современного подростка (сентябрь)
Тема 2 Агрессия,её причины и последствия (ноябрь)
Тема 3 Формирование здорового образа жизни:вредные привычки и как им противостоять (февраль)
Тема 4 Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? (апрель)
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
10 класс https://disk.yandex.by/d/uN707xzZMQGC_A
11 класс
Тема 1 Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? (сентябрь)
Тема 2 Как уберечь ребёнка от зависимостей? (декабрь)
Тема 3 Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни (март)
Тема 4 Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? (май)
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/na/library/ТЕМАТИКА_КОНСУЛЬТАЦИЙ.docx