ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Самоуправление в учреждении образования — это взаимодействие учащихся и их родителей, педагогов, администрации и общественности, регулируемое нормативными актами и осуществляемое специальными органами самоуправления.
Настоящее Положение регламентирует деятельность школьного самоуправления в учреждении образования. В своей деятельности школьное самоуправление руководствуется Кодексом Республики Беларусь «Об образовании», Уставом учреждения образования, а также настоящим Положением и локально правовыми актами школы.
Совет школы - управление жизнедеятельностью коллектива школы, осуществляемое обучающимися, основанное на их инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях обучающихся.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1 Целями создания и деятельности органов ученического самоуправления
являются:
- обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и
творческой самореализации обучающихся в соответствии с их потребностями;
- обеспечение условий для защиты прав и интересов обучающихся, а также отстаивание таковых.
2.2 Для достижения своих целей орган ученического самоуправления решает следующие задачи:
- формирование качеств личности обучающихся с помощью организации их жизни и деятельности;
- оказание помощи обучающимся в познании себя и окружающих, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личное проявление каждого возможно только в коллективе.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. В своей деятельности Совет школы руководствуется Законом РБ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, а также настоящим Положением.
3.2 Деятельность органа ученического самоуправления направлена на:
-приобщение обучающихся к участию в решении вопросов организации жизни коллектива школы;
- достижение обучающимися соответствующего образовательного и культурного уровня;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к окружающей природе.
3.3.Организация деятельности органа ученического самоуправления строится на интересах обучающихся
3.4.Для решения основных учебно-воспитательных задач органы ученического самоуправления соотносят свою деятельность с направлениями воспитательной работы школы.
3.4. Деятельность органов ученического самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни обучающихся:
- поддержание порядка и дисциплины в школе;
- организация учебного процесса;
- организация внеклассной и школьной деятельности обучающихся.
3.5. Основные формы работы органов ученического самоуправления:
- КТД /познавательные, экологические, трудовые, спортивные, художественные, досуговые;
- дискуссии;
- клубная, кружковая работа;
- конкурсы;
- деловые игры;
- мозговая атака, семинары, конференции и т. д.
IV. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Ученическое самоуправление строится на принципах:
- распределения полномочий;
- равноправия;
- выборности;
- преемственности;
- открытости и гласности;
- демократии;
- целесообразности;
- гуманности;
- совета и согласия;
- свободы и самодеятельности;
- критики и самокритики;
- отчётности.
V. СТРУКТУРА ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
5.1. В целях осуществления взаимодействий учащихся и педагогического коллектива учреждения образования создаются органы школьного самоуправления.
Органы школьного самоуправления разделяются в зависимости от охвата ими учащихся на общешкольные и классные.
Структура школьного самоуправления имеет два уровня:
— классное самоуправление,
— школьное самоуправление.
5.2. Основу самоуправления в классах составляет актив класса, который состоит из:
- командира класса
- ответственного по учебной работе
- ответственного по культурно-массовой работе
- ответственного за трудовые дела
- физорга
- пресс-центр
5.3. Основу школьного самоуправления составляет Совет школы, который состоит из актива классов:
-Сектора учебной и научной работы
-Сектора культурно-массовой работы
-Сектора порядка и здорового образа жизни
-Сектора труда и шефской помощи
-Сектора информации
5.4. Высшим органом самоуправления является Собрание школы, на котором собираются представители от 5-11 классов, родители, педагоги, представители общественных организаций, частные лица;
-Собрание школы собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
5.5. Функции Совета школы:
- утверждает состав Совета школы;
- определяет основные задачи деятельности;
- решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении школой;
- рассматривает и утверждает положения, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность обучающихся в коллективе;
- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
- утверждает Правила, Памятки и т. п. документы для органов школьного самоуправления;
- заслушивает отчеты Совета старшеклассников, дает оценку его деятельности;
- вырабатывает предложения по совершенствованию работы школы в адрес администрации учреждения образования.
Решения Совета школы, принятые в рамках его полномочий, являются обязательными для всех органов самоуправления и всех учащихся школы.
5.6. К компетенции самоуправления школы относятся:
- оказание помощи классному ученическому самоуправлению, педагогам в организации всех сторон жизни коллектива;
- участие в управлении жизнью школы как государственного учреждения, повседневной деятельностью коллектива;
- определение содержания и форм деятельности ученического самоуправления;
- оказание помощи в организации воспитательной работы с учащимися I ступени.
5.7. Ученическое самоуправление сотрудничает с администрацией школы. За директором школы, педагогами, сохраняется право на общее руководство ученическим самоуправлением, контроль организации жизни ученического коллектива. Педагоги в ученическом совете выступают в роли равноправных участников совместной работы, руководствуясь в своей деятельности методами косвенного воздействия, творческого взаимодействия, совета, просьбы, рекомендации.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
6.1. Любой обучающийся школы, равно как и органы Совета школы ученического самоуправления, имеет право:
- на уважение своей чести и достоинства, обращение, в случае конфликтной ситуации, в высшие органы ученического самоуправления школы;
- выражать и отстаивать личные интересы и интересы своих классов, иметь от ученического совета школы защиту и поддержку;
- на участие в управлении делами школы;
- открыто и корректно выражать свое мнение, критиковать действия органов самоуправления, высказывать свои предложения для рассмотрения их в дальнейшем на заседании общего сбора школы;
- объединяться в любые творческие группы, комитеты, клубы и т.д., не противоречащие своей деятельностью целям и задачам школьного самоуправления.
6.2.Обучающиеся, входящие в органы ученического самоуправления, обязаны:
- показывать пример в учебе, труде;
- беречь собственность школы, соблюдать учебную и трудовую дисциплину, нормы поведения;
- заботиться об авторитете своей школы;
- информировать класс о своей деятельности.