Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Коляды. Из истории праздника.

Дата: 13 января 2018 в 19:47
374 просмотра

Коляды - древний славянский праздник, который на протяжении столетий занимал среди народных обрядов и празднований первое место в году и продолжался несколько дней. За прошедшие тысячелетия в нем тесно переплелись языческие и христианские традиции.
Тесное переплетение древних народных и церковных традиций определило время начала Коляд и время их завершения. Началом для них стало Рождество Христово, а окончанием - Крещение. В результате всех хитросплетений истории в настоящее время католики Беларуси празднуют Коляды с 24 декабря по 6 января, а православные - с 6 по 19 января.
Колядам предшествовал довольно строгий шестинедельный пост, во время которого необходимо было придерживаться многочисленных ограничений в еде и поведении. В это время запрещались веселые и шумные игры детей и молодежи. Поэтому праздников ждали с большим нетерпением.
Во время Коляд обязательно проводили три обрядовых ужина - кутьи с разницей примерно в неделю. Сначала праздновали бедную (постную) кутью, затем богатую (щедрую), третья кутья снова была постной (водяной).
Название праздничных ужинов произошло от названия основного обрядового блюда - густой каши, приготовленной из толченого ячменя и заправленной медом, которую обязательно подавали на стол в конце трапезы. Кутья варилась из целых зерен и считалась символом бессмертия, вечной жизни. На все три кутьи каша варилась в одном и том же горшке. Готовить ее от начала до конца должен был кто-то один - сама хозяйка, невестка или замужняя дочь. Это должно было обеспечить семье единство и целостность на протяжении всего следующего года. Считалось, что кутья должна быть густой и клейкой. Это значило, что в наступающем году семья будет жить в согласии, и никто не умрет. Пробовать кашу во время приготовления запрещалось. Готовую кутью ставили до захода солнца в красный угол. При этом под горшочек клали сено, а сверху накрывали буханкой хлеба.
Стол перед рождественским ужином накрывали по-особому. Под скатерть обязательно клали сено. Этот обычай связан с историей появления на свет Христа, согласно которой сено было в яслях, в которые Мария положила младенца после рождения. В конце первого праздничного ужина с помощью этого сена гадали. Кто-нибудь из семьи вытягивал две травинки, поджигал их и подкидывал вверх. Если сухие травинки упадут, касаясь друг друга, считалось, что семья проживет год дружно; если рассыплются в разные стороны, то предполагали, что домочадцев настигнут болезни и личные недоразумения. Сено лежало под скатертью три дня, а затем его отдавали прямо из рук домашним животным.
Рождественский ужин начинался с восходом первой звезды. На середину стола хозяйка ставила горшочек с кашей и тарелку с блинами. Блины разрезали крест-накрест и таким образом освящали их. Хозяин зажигал свечу, читал молитву, затем ставил свечу в красный угол и первым садился за стол. По левую руку от него садилась мужская половина семьи, по правую - жена и дочери. Перед тем как приступить к трапезе, хозяин брал ложку кутьи и клал ее на подоконник или на порог. Это была дань уважения предкам, так как одно из золотых правил народной культуры гласит: "Прежде чем себе - предкам".
Первый день Коляд считался исключительно семейным праздником. Те, кто по разным причинам оказывался далеко от дома, стремились завершить свои дела и вернуться к рождественскому ужину. В народе верили: будем все вместе за священным столом, так же вместе и дружно проживем весь год.
На второй день Коляд начиналось колядование. С наступлением темноты собирались парни, переодевались в традиционные маскарадные костюмы и с песнями-поздравлениями обходили по порядку все дома. Возглавлял компанию "поводырь" - старый седой дедок, который водил на поводке "козу". Кроме них, в компании колядовщиков были музыкант, запевала, мехоноша и "цыган". Все одевались в вывернутые кожухи, "цыгане" вымазывали лицо сажей, повязывали цветные платки.
Колядовщики заходили во двор и начинали петь. Каждая семья ждала этого момента, поэтому хозяин быстро выходил на крыльцо и приглашал гостей в дом, где разворачивалось настоящее театральное представление. Главной героиней его была коза - в древней славянской мифологии она была символом плодородия и благополучия семьи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.