Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Родительский университет "Как повысить учебную мотивацию подростков"

Дата: 2 апреля 2023 в 15:40, Обновлено 2 апреля 2023 в 16:41
67 просмотров

«Как повысить учебную мотивацию подростков»
Подростковый возраст — время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.
Почему подростки не хотят учиться?
«Почему мой ребёнок не хочет учиться? В начальной школе же было всё хорошо?» — такой вопрос задают себе многие родители подростков.
Причины, связанные с нежеланием учиться, могут быть разными:
Скука. Подростки учатся уже не первый год, и многим надоедает школьное однообразие: уроки, перемены, уроки. «Скучно. Надоело одно и то же».
Чувство взрослости. Подростковый возраст — стадия взросления. Школьники считают, что у них и так много своих проблем и забот: личные переживания, дружба и первое предательство, разочарование, первая влюблённость и т.д. Учёба пока подождёт.
Запугивание. Часто школьников, начиная уже с начальной школы, пугают экзаменами. «Это будет на экзамене», «Не запомнишь — не сдашь экзамен». Желания учиться такие слова не прибавляют, а совсем наоборот.
Неблагоприятные отношения в семье. Для желания учиться ребёнку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны семьи. Плохо влияют на учёбу подростка: аморальное поведение родителей, крики и скандалы, проявление большего внимания младшим детям, отсутствие личного пространства, лишение права выбора и самостоятельного принятия решения.
Неуспеваемость. Подросток имеет плохие оценки по предмету, не понимает его. Как результат — отсутствие желания учиться.
Перегруженность. С возрастом требования и нагрузка на дополнительных занятиях сильно возрастает, требует больше времени и сил. В школе также увеличивается объём заданий и нагрузки по предметам. 59% школьников испытывают дефицит времени на любимые занятия.
Гиперактивность. Ребёнку просто тяжело сосредоточиться на уроках и домашнем задании. Ему хочется бегать по стадиону гонять мяч или танцевать день напролёт. В этом случае может помочь спортивная секция по интересам школьника.
Отсутствие интереса. Этот пункт больше касается учителей, работающих в средней школе. Им стоит постараться строить уроки так, чтобы ученикам действительно было интересно.
Конфликты с учителями. В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя. Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлив учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Задача родителей — выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, и на какой он стадии. Устранить его.
Отношения с одноклассниками. В классном коллективе подросток проводит большую часть времени в школе. Поэтому хорошие отношения с одноклассниками играют большую роль в желании ребёнка ходить в школу. При недопониманиях с одноклассниками страдает не только учёба, но психологическое состояние подростка в целом. Родителям советуем побеседовать с ребёнком, затем с классным руководителем, проконсультироваться со школьным психологом. Может, стоит самому ребёнку изменить что-то в своём поведении в школе.
Мы перечислили основные причины, по которым подростки могут не хотеть учиться. Чтобы понять, почему именно Ваш ребёнок не хочет учиться, попробуйте с ним поговорить и разобраться в его проблемах.
Заставить или мотивировать?
Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.
Мотивация обучения — процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности. Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант — мотивировать к обучению.
Если подросток не хочет учиться и вы желаете мотивировать его на учёбу, советуем применить следующие способы:
1. Попытайтесь узнать причину нежелания учиться. Если у вас доверительные отношения с ребёнком, то он, вероятно, поделится своими переживаниями.
2. Родителям и учителям помочь подростку осознать ценность обучения. Понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребёнок готов вас услышать. Если он не в настроении или занят своими проблемами, то он не сможет вас полноценно воспринять.
3. Покажите наглядные примеры людей, которые добились своих целей в жизни и тех, кто смирился со своим невысоким положением. В этом помогут фильмы, видеоролики, презентации, картинки. Пусть подросток ответит себе: «Каким я буду в будущем?».
4. Ваш ребёнок увлекается чем-то — покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Любит фотографировать — спросите о строении фотоаппарата. Пусть расскажет о самом процессе съёмки, об основах композиции. Научит вас редактировать фотографии. Здесь помогут знание физики и черчения. Если ребёнок пока не владеет редактированием, то ему понадобятся знания графических редакторов. В этом поможет предмет информатика. Хочет в будущем путешествовать за границу — не обойдётся без знания языков.
5. Поддерживайте увлечение ребенка в любой области. Увлекается компьютерами — расскажите об этом поподробнее, поделитесь собственным опытом. Расскажите о своих знакомых, которые работают в этой сфере. Посетите дни открытых дверей в университетах, которые готовят компьютерных специалистов. Сходите вместе с ребёнком на мероприятия, лекции, мастер-классы от успешных людей, посмотрите обучающие видеоролики в Интернете и др.
6. Если подросток ничем не увлекается и отказывается учиться, то попробуйте применить труд. О нём говорил воспитатель, педагог и писатель А.С.Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем».
7. Дайте понять ребёнку, что вы хотите ему помочь: нанять репетитора, поговорить с учителями, записать на интересующие курсы и т.д.
8. Уважайте мнение и выбор подростка. Касается всего: увлечений, выбора одежды, предпочтений в еде, свободного времени. Он же считает себя уже взрослым человеком, способным принимать решения. Пусть учится нести за них ответственность.
9. Хвалите ребёнка и вместе радуйтесь его успехам. Подростки — уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно родителей.
Родителям советую не давить на подростка, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться — позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное — чтобы выбранное дело приносило счастье.
Помните о том, что мотивация — долгий процесс. Он может продлиться от 2-3 дней до 1 года. Наберитесь терпения.
Самоорганизация в учёбе: практические советы
Успех обучения в школе зависит от самого ребёнка. Задача взрослых — помочь настроиться на учёбу и создать для неё благоприятные условия.
Главное условие успешной учёбы — самоорганизация.
Самоорганизация — способность подростка правильно организовывать для себя учебный процесс. Это умение работать дома, в школе без помощи взрослых. Подростку будет легче даваться обучение в школе, если он научится обустраивать своё рабочее место, планировать день, вовремя выполнять домашние задания.
Самоорганизацию можно развить. Как же это сделать? С чего начать? Расскажем об этом дальше.
Для формирования у подростка способности к самоорганизации в учёбе советуем сделать ему следующее:
 научиться грамотно распределять своё время;
 выработать собственный режим дня;
 научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения;
 не откладывать школьные дела на последний момент;
 сделать наглядный график крайнего срока сдачи работ (дедлайна);
 ставить напоминания в телефон;
 установить временные рамки межу учёбой и свободным временем;
 распланировать свободное время;
 не оставлять дела незаконченными;
 записывать в дневник свои достижения в школе;
 попробовать себя в трудовой деятельности;
 найти мотивацию для успешной учёбы, о чём мы говорили ранее.
От подростка для развития способности к самоорганизации в учёбе понадобится много терпения и желания меняться. Он и его родители сразу увидят результаты. Учебная деятельность станет эффективней.
Ваш ребёнок-подросток не хочет учиться? Помогите ему. Попробуйте найти причину нежелания, помогите развить навыки самоорганизации в учёбе, мотивируйте.
Главный совет родителям подростка — будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие.
Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.
Подростковый период — сложен для каждого ребёнка и его родителей. В ваших силах сделать так, чтобы он прошёл легче и интересней, не навредил учёбе. Помогите своему ребёнку. Он будет вам благодарен.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.